WORKS №044 - ЛАСЗ / Луганський АвтоСкладальний Завод
Луганский автосборочный завод
Луганский автосборочный завод
Тип - Открытое акционерное общество
Основание - 1944
Упразднена - 2001
Расположение - _ СССР → _ Украина, Луганск
Отрасль - автомобилестроение
Продукция - автобусы, микроавтобусы, прицепы, спецтехника
ОАО «Луганский автосборочный завод» - автомобилестроительное предприятие, располагавшееся в городе Луганск. Также завод известен под своим предыдущим названием «Луганский авторемонтный завод».
История завода
Предприятие было создано постановлением Государственного комитета обороны от 4 мая 1944 г. и приказом народного комиссариата угольной промышленности от 13 мая 1944 г. как моторно-ремонтные мастерские в составе комбината «Ворошиловградуголь». Мастерские занялись ремонтом двигателей автомашин различных марок, включая иностранные.
В 1946 г. приказом по комбинату «Ворошиловградуголь» от 16 июля моторно-ремонтные мастерские были преобразованы в Центральные авторемонтные мастерские (ЦАРМ) c годовой программой в 250 капитальных ремонтов автомашин и 1000 двигателей. Приказом по комбинату от 16 июля 1947 г. Центральные авторемонтные мастерские были переименованы в Государственный авторемонтный завод. В этом же месяце завод начал переезд на новую территорию на южной окраине города по адресу ул.Челюскинцев, 119, где с мая 1945 г. велось строительство корпусов нового авторемонтного завода. 10 мая 1948 г. был подписан акт о приемке первой очереди завода.
В 1954 г. с вводом в эксплуатацию деревообрабатывающего цеха завод приступил к освоению производства деревянных кузовов-фургонов и автобусов на шасси ГАЗ-51А по типу ПАЗ-651 с кузовами смешанной деревянно-металлической конструкции для перевозки шахтерских смен. Помимо пассажирской модификации завод освоил выпуск специальной версии оперативного автобуса на полноприводном шасси ГАЗ-63, предназначенной для военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ).
В июле 1955 г. была запущена вторая очередь завода с производственной программой 1800 капитальных ремонтов автомашин, 1900 капремонтов двигателей, изготовление запасных частей на сумму 4677 тысяч рублей.
В 1957 г. был построен опытный образец автобуса вагонной компоновки, который в серию не пошел.
К 1958 г. производство автобусов на Ворошиловградском государственном авторемонтном заводе выросло до 500 штук в год.
В 1959 г. вышло постановление Совмина УССР об организации в Луганске нового автомобилестроительного производства на базе Государственного авторемонтного завода. Но авторемонтные мощности решено было сохранить, и производство капитальных ремонтов автомобилей было перенесено на новую территорию - автомастерские автомобильного треста по ул. Фрунзе, 128. На старом же месте было сохранено производство автобусов, началось освоение сборки микроавтобусов РАФ-977, получивших название ЛАРЗ-977, автокранов СМК, поливо-моечных машин КПМ-1. Кроме того, на базе ЛАРЗ-977 был начат выпуск специальных автомобилей - для перевозки недоношенных новорожденных и передвижных клинических лабораторий.
С пуском Павловского автобусного завода необходимость в производстве автобусов на авторемонтных предприятиях отпала. В 1962-63 гг. выпуск автобусов авторемонтными заводами было прекращен по всей стране, в том числе и на Луганском государственном авторемонтном заводе, но отдельные заказы выполнялись до 1980 г.
В 1963 г. предприятие изготовило 550 автобусов, 30 микроавтобусов ЛАРЗ-977, 50 поливо-моечных машин КПМ-1, 7 автокранов СМК, 20 автомобилей для перевозки недоношенных новорожденных и 30 передвижных клинических лабораторий. В этом же году заводу было поставлена задача освоить выпуск передвижных вагонов-бытовок для строителей. В конце 1963 г. предприятие было переименовано Луганский автосборочный завод.
В 1964-1966 г. завод выпускал вагоны-бытовки, медицинские автомобили, специальные автобусы для горноспасателей, а также выполнял отдельные заказы на изготовление пассажирских автобусов на шасси заказчика.
В 1966 г. по инициативе директора завода Д.А. Мелконова на предприятии в инициативном порядке начали разрабатывать оснастку для производства автомобиля с пластиковым кузовом по типу выпускавшегося Северодонецкой авторемонтной базой микроавтобуса «Старт». При внешнем сходстве с северодонецким «Стартом» луганский микроавтобус все же стал другой машиной. В Луганске технология изготовления стеклопластиковых кузовов кардинально отличалась от северодонецкой. Помимо того, что форма для выклейки кузова была оригинальной, и кузова луганских машин поэтому отличались от северодонецких, вдобавок в Луганске кузов микроавтобуса выклеивался не внутри контрформы, а поверх натурального деревянного макета. В результате, изготовление кузовов получилось очень трудоемким - требовалось много времени на обработку внешних поверхностей до чистового состояния. Также в отличие от северодонецкого прототипа, луганский микроавтобус имели подвеску от автомобиля ЗИМ, другое электрооборудование и отличающийся интерьер. Выпускаемые в Луганске микроавтобусы не имели названия «Старт», а обозначались просто микроавтобус ЛАСЗ. Неофициально работники завода называли их «луганчиками».
С 1967 г. предприятие осваивает производство автоприцепов. Вскоре их выпуск достигает 25 000 шт. в год. Было увеличено производство вагонов-бытовок и расширена их номенклатура: вагон-общежитие, вагон-столовая, вагон-душевая, вагон-магазин, вагон-клуб. В номенклатуру одного строительного комплекса входило 8-10 вагонов-общежитий ВО-10, предназначенных для проживания 10 человек в каждом; вагон-столовая ВС-20, рассчитанная на 20 посадочных мест, а также вагон-душевая; вагон-магазин, вагон-котельная, вагон-клуб. Они предназначались в основном для БАМа, но использовались также строителями, геологами, нефтяниками по всей стране. Из-за такой объемной производственной программы заводу пришлось отказаться от выпуска автобусов и микроавтобусов ЛАСЗ. Вместо них было освоено производство специальных медицинских машин на новом шасси - на базе УАЗ-452 и ПАЗ-672 выпускались передвижные клинико-диагностические лаборатории, стоматологические передвижные амбулаторные пункты, пункты для забора крови, передвижные ортопедические кабинеты, автомобили для перевозки недоношенных новорожденных. Кроме того, на шасси грузовиков ГАЗ-66 выпускались автобусы-вахтовки и спецавтомобили на их базе.
Эту продукцию практически без изменений завод продолжал выпускать вплоть до начала 1990-х гг., когда сбыт её резко упал. В 1992 г. на складах завода скопилось нереализованной продукции на 338 миллионов советских рублей. В том же году предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество. В новом статусе завод попытался освоить новую продукцию - автомобили для МВД, укороченные вагончики-бытовки, прицепы для легковых автомобилей, киоски, газовые плиты, мебель. Но финансовое положение предприятия продолжало ухудшаться. В итоге, постановлением Арбитражного суда Луганской области №12 /14б от 2.04 2001 года ОАО «Луганский автосборочный завод» объявлен банкротом.
Продукция
Автобус на шасси ГАЗ-51А с кузовом по типу ПАЗ-651 (1954-1966 гг.);
Автобус на шасси ГАЗ-63 с кузовом по типу ПАЗ-651 (1954-1966 гг.);
Микроавтобус ЛАРЗ-977 «Луганск» (1962-1976 гг.);
Спецавтомобили на базе микроавтобуса ЛАРЗ-977 (1962-1976 гг.);
Микроавтобус ЛАСЗ (1966-1967 гг.);
Специальные медицинские автомобили на базе УАЗ-452 и ПАЗ-672 (1967-1992 гг.);
Вахтовые автобусы на шасси грузовиков специальные медицинские автомобили на их базе (до 1992 гг.);
Автокраны СМК-7;
Моечно-поливальные машины КПМ-1;
Автоприцепы ГКБ-817 и ГКБ-8527;
Вагончики-бытовки;
Спецтехника по разовым разнарядкам - мусоровозы, панелевозы, милицейские автомобили, автомобили для военизированных горноспасательных частей, хлебные фургоны, специальные прицепы.
Автомобильное производство в Луганске началось с автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63 с кузовом по типу ПАЗ-651
Собранные в Луганске микроавтобусы РАФ-977Д получили наименование ЛАРЗ-977 «Луганск»
Микроавтобус ЛАСЗ отличался от «Старта» дизайном кузова и подвеской
ЛАРЗ-977 «Луганск» с видоизмененной решеткой радиатора
Северодонецкая авторемонтная база
Донецкая автобаза треста «Главдонбасстрой»
Микроавтобус «Старт»
Микроавтобус «Донбасс»
Автомобиль «Заря»
ru.wikipedia.org
Продукція Луганський АвтоСкладальний Завод (Луганський АвтоСкладальний Завод (ЛАСЗ) виробляв автокрани СТК, автомобілі для воєнізованих гірничорятувальних частин, автопричепи, вагончики-побутовки, вахтові автобуси на шасі вантажівок, мийно-поливальні машини, міліцейські автомобілі, панелевозы, сміттєвози, спеціальні медичні автомобілі на базі вантажівок, спеціальні причепи та хлібні фургони.)
ЛАРЗ 977 Луганськ '1962-1976
ЛАРЗ 977 Луганськ 2
ЛАРЗ 977 Спеціальний '1962-1976
ЛАСЗ Автобус на шасі ГАЗ 51А з кузовом типу ПАЗ 651 '1954-1966
ЛАСЗ Автобус на шасі ГАЗ 63 з кузовом типу ПАЗ 651 '1954-1966
ЛАСЗ Мікроавтобус '1966-1967
ЛАСЗ Спеціальний Автомобіль на базі ПАЗ 672 '1967-1992
ЛАСЗ Спеціальний Автомобіль на базі УАЗ 452 '1967-1992
ЛАСЗ Старт '1966 Зроблено 20 одиниць
ЛАСЗ-ПАЗ 672 Спеціальний Медичний '1967-1992
ЛАСЗ-УАЗ 452 Спеціальний Медичний '1967-1992 |