WORKS №061 - УкрАвтобусПром
Укравтобуспром
ОАО «Укравтобуспром» (укр. ВАТ «Укравтобуспром»)
Тип - Открытое акционерное общество
Основание - 1965
Прежние названия - «Головное союзное конструкторское бюро по автобусам», «Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения»
Расположение - _ Украина: Львов, ул. Персенкивка, 10
Отрасль - автомобильная промышленность (МСОК: 2910)
Сайт - ukrautobusprom.com.ua
Открытое акционерное общество «Украинский институт автобусо-троллейбусостроения» (укр. Український інститут автобусо-тролейбусобудування "Укравтобуспром"), сокращённо ОАО «Укравтобуспром» - один из основных разработчиков автобусов, троллейбусов и специальных транспортных средств на Украине.
История
1964-1991
В 1964-1965 годы конструкторский отдел Львовского автобусного завода вместе с экспериментальным цехом ЛАЗа был выделен из состава предприятия и преобразован в Головное союзное конструкторское бюро по городским автобусам средней и большой вместимости (ГСКБ). Наличие экспериментального цеха позволяло самостоятельно изготавливать опытные образцы экспериментальных автобусов.
Среди первых самостоятельных работ ГСКБ - модернизированные варианты автобусов ЛАЗ-695 и ЛАЗ-697 (ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697М) и созданный в 1966 году экспериментальный городской автобус ЛАЗ-698. В 1968 году здесь был создан опытный низкопольный автобус ЛАЗ-360, в 1969 году - опытный автобус ЛАЗ-360Э.
В 1970 году львовским ГСКБ и лабораторией электроприводов Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института был разработан и построен экспериментальный низкопольный 11-метровый четырёхосный городской автобус ЛАЗ-360ЭМ.
В 1974 году институт начал проектирование первых четырёх специальных автобусов ЛАЗ для доставки космонавтов на космодром Байконур.
В 1975 году ГСКБ было преобразовано во Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (ВКЭИавтобуспром).
В середине 1970-х годов ВКЭИ начал работы по созданию нового унифицированного семейства автобусов (в состав которого входили средний городской автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М и туристские ЛАЗ-5255).
В 1978 году под руководством Я. Д. Галькевича были созданы два первых вахтовых автобуса 3964 и 4947 - на шасси ГАЗ-66-96 и Урал-375 соответственно.
В 1982-1983 гг. был разработан 21-местный автобус ТС-3965 на шасси ГАЗ-53.
В 1984-1985 гг. был создан первый серийный советский автобус на газообразном топливе - ЛАЗ-695НГ, также были созданы опытные ЛАЗ-4206 (для замены ЛАЗ-695Н) и ЛАЗ-4207 (для замены ЛАЗ-699Р); под руководством А. В. Чанкова совместно с Заводом им. Урицкого (ЗиУ) шла работа по созданию нового семейства троллейбусов, максимально унифицированных с ЛиАЗ-5256; началось проектирование принципиально нового 114-местного автобуса большого класса.
С 1988 года на новых автобусах ВКЭИ для повышения надёжности электрической сети жгуты проводов начали помещать в защитные гофрированные трубки. Первыми моделями автобусов, на которых применили это решение, стали ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207.
В 1990-1991 годы были созданы автобус малого класса 4209 на шасси ЗИЛ-4333, автобус среднего класса 42091 на шасси ЗИЛ-4331, передвижная телевизионная станция «Кипарис» на шасси КамАЗ-53213 и опытный 180-местный сочленённый троллейбус ЗИУ-6201 на базе кузова ЛиАЗ-5256. Последний был изготовлен для Ереванского троллейбусного управления, существовали планы производства на ереванском заводе автопогрузчиков. Из-за распада СССР проект не был реализован, троллейбус так и остался стоять в троллейбусном депо в Ереване.
Также, в 1991 году ВКЭИ завершил проектирование пригородной модификации ЛиАЗ-5256 с механической коробкой передач и изменённой тормозной системой (в ходе проектирования этот автобус проходил под наименованием пригородный автобус большой вместимости 52565, но производился под наименованием ЛиАЗ-52565).
После 1991
После провозглашения независимости Украины институт получил новое наименование «Укравтобуспром» и стал основным научным центром страны по разработке новых моделей автобусов.
К 1992 году институт продолжал разработку сочленённого автобуса 6210, троллейбуса большой вместимости 5257 и троллейбусов 6201 и 6204.
В 1993 году институт разработал проект автобуса КАМАЗ-5262 для Камского автозавода.
В начале 90-х «Укравтобуспром» вошёл в состав автобусостроительного концерна «Автрокон». Существовали планы производства на предприятиях концерна автобусов 4209 (на Тульском автобусном заводе) и 42091 (на заводах в Алексине, Мичуринске и Сургуте). Специально для Сургутского автобусного завода институт построил в 1993 году автобус АКА-4213 (утеплённый вариант модели 42091). Однако в Сургуте собрали всего три автобуса, и проект закрыли. Впоследствии «Укравтобуспром» вышел из состава концерна. В 1993-1996 гг. документации на автобус 42091 передали также Будённовскому РМЗ, заводу «Металлист» (Украина), заводу «Новая БряньСельмаш» и фирме «КомТранс».
В 1993 г. завод разработал семейство «Сула» на шасси УАЗ-3303: было выпущено два микроавтобуса 2210, пикап 3980 и автомобиль «скорой помощи» 3980. Планировалось выпускать «Сулу» (основной упор должен был делаться на «скорую помощь» и реанимобиль) на заводе «Автомаш» в Лубнах, но реализован этот проект не был.
В мае 1995 года Кабинет министров Украины включил завод в перечень предприятий, подлежащих приватизации в течение 1995 года.
В конце 1990-х годов его мощности решили использовать для производства собственных автобусов под маркой «Тур». Но модели так и не нашли массового потребителя на украинском рынке.
В 1997 году был разработан полутораэтажный туристический автобус на шасси Scania K94B (предложенный заказчикам в двух модификациях: Тур А171 и Тур А172 - с 340-сильным двигателем Deutz или 364-сильным двигателем DAF), построенный в одном экземпляре.
В 1998 году был разработан 12-метровый экспериментальный городской автобус Тур А181 (который планировалось выпускать на днепропетровском заводе «Южмаш»).
На рубеже 1990-х - 2000-х годов «Укравтобуспром» начал разрабатывать модельный ряд автобусов на шасси Isuzu, выпускаемых корпорацией «Богдан».
В начале 2001 года началось сотрудничество института с авторемонтным предприятием «Стрый Авто», которое освоило малосерийное производство микроавтобусов. Также, в 2001 году был собран новый 12-метровый туристический автобус «Тур А-174» на шасси грузовика Scania K941B.
23 декабря 2004 года «Укравтобуспром» был включен в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.
В 2005 году «Укравтобуспром» начал серийное производство 18-местного микроавтобуса «Тур А049» на шасси российской «Газели». К началу апреля 2008 года их было выпущено около 70, до конца февраля 2009 года выпустили 350 «Тур А049». «Тур А049» во многом напоминает модель БАЗ-2215 «Дельфин», которую серийно производила корпорация «Эталон», что неудивительно, поскольку обе машины проектировались на ОАО «Укравтобуспром», специалисты которого также разработали и другие модели автобусов, выпускаемых корпорацией «Эталон».
В 2006 году были завершены работы по созданию специализированного школьного автобуса и построен первый школьный автобус Тур А078 на шасси ЗИЛ-5301ЕО.
Также, в 2005-2006 гг. «Укравтобуспром» совместно с Запорожским автомобильным заводом разработал модель автобуса малого класса ЗАЗ A07A1 I-VAN на шасси TATA LPT-613 индийского производства (изготовление I-VAN началось весной 2006 года на Запорожском автозаводе).
Во второй половине 2000-х годов положение «Укравтобуспром» осложнилось в связи с сокращением заказов (создание собственных КБ корпорациями «Богдан» и «Эталон» прекратило их сотрудничество с «Укравтобуспром»). В результате, 2007 год «Укравтобуспром» завершил с убытком 1,092 млн. гривен.
В феврале 2008 года Кабинет министров Украины принял решение о продаже находившихся в государственной собственности 39,35 % акций предприятия за 320 796 гривен. Начавшийся в 2008 году экономический кризис осложнил положение предприятия (за 2008 год доходы института составили 10 млн гривен и 2008 год «Укравтобуспром» завершил с убытком 3 тыс. гривен) и привёл к снижению его инвестиционной привлекательности, в результате продажа государственного пакета акций «Укравтобуспром» была отложена.
В течение 2009 года предприятие практически не работало (была построена опытная партия из пяти автобусов Тур А097 на шасси китайского грузовика FAW СА 1061) и закончило 2009 год с убытком 335 тыс. гривен. 27 октября 2010 года Фонд государственного имущества Украины вновь объявил о продаже 39,35 % государственных акций «Укравтобуспром» (к этому времени остальные 60 % акций уже были распределены между сотрудниками предприятия, при этом главе правления Любомиру Крайнику принадлежал наиболее значимый пакет в размере 5,1 % акций).
В 2012 году был создан автобус Тур А407 на шасси Mercedes-Benz Vario.
В 2013 году был создан городской автобус на шасси Mercedes-Benz Sprinter.
В 2015, 2016 и 2017 году предприятие не выпустило ни одной единицы автомобильной техники.
Современное состояние
По состоянию на 2018 год «Укравтобуспром» имел возможность выпускать микроавтобусы Тур А049 на шасси «Газели» и Тур А407 на шасси Daimler-Benz Vario, а также многофункциональные фургоны-полуприцепы 9902, 99021, 99022 для седельных тягачей.
Галерея
1) Тур А091 выпускался как Богдан А091
2) Тур-А079 выпускается как БАЗ А079
3) Тур А144 выпускается как Богдан А144
ru.wikipedia.org
Продукція УкрАвтобусПром
9902
9902.1
9902.2
G901
Автобус Спрінтер
Багатофункціональний Причіпний Модуль
ЛАЗ 360
ЛАЗ 360ЭМ
ЛАЗ 4202
ЛАЗ 4206
ЛАЗ 5252
ЛАЗ 5255 Карпати
ЛАЗ 5255 Олімпіада-80 Спеціальний автобус для супроводження олімпійського вогню
ЛАЗ 52551
ЛАЗ 695
ЛАЗ 697 Турист
ЛАЗ 699 Турист-2
ЛАЗ 699 Україна-71
ЛАЗ 699 Україна-73
ЛАЗ 699П Спеціальний автобус для доставки космонавтів
ЛАЗ Україна-67
ЛАЗ Україна-69
ЛиАЗ 5256
МВ 711.097 на шасі Daimler-Benz
НС 211
ПС 211
РоАЗ 5236
Спеціальний автобус на шасі КамАЗ 43114
Спеціальний вахтовий автобус 42091
ТУР А049
ТУР А061
ТУР А064
ТУР А074
ТУР А078
ТУР А079
ТУР А080
ТУР А084
ТУР А085
ТУР А091
ТУР А097
ТУР А142
ТУР А144
ТУР А145
ТУР А171
ТУР А172
ТУР А174
ТУР А181
ТУР А231
ТУР А3231
ТУР А407
ТУР Е231 |