День ХК «АвтоКрАЗ» в Кременчуге
ГрузовикПресс - К. Ушанов / 09-2006
В январе 2006 г. с главного конвейера ХК «АвтоКрАЗ» сошел автомобиль седельный тягач КрАЗ-6446 (6х6), шасси которого было отмечено цифрой 800 000. Этот автомобиль был изготовлен по заказу транснациональной компании «Нефтегаз» Украины. Если бы это произошло во времена Советского Союза, то данное событие отмечала бы вся страна.
9-кубовый автобетоносмеситель КрАЗ-7133С4 на шасси КрАЗ-7133Н4 (8х4)
А ведь когда-то на заводе и не помышляли о строительстве грузовых автомобилей. До 1956 года это был завод по производству мостов. Затем начался «кукурузный бум», затеянный Никитой Сергеевичем Хрущёвым, и мостовой завод стал комбайновым. За два года он выпустил 11 тысяч кукурузоуборочных комбайнов.
Почему за два года? Да потому, что в 1958 году комбайновый завод превратился в автомобильный: с Ярославского автозавода в Кременчуг было переведено производство большегрузных автомобилей, т. е. грузовиков. А 10 апреля 1959 года из привозных узлов и деталей были собраны первые два автомобиля-самосвала КрАЗ-222. Так начинался Кременчугский автозавод.
Самое интересное, что все автомобили КрАЗ до 1986 года имели деревянную кабину. Это был единственный грузовик такого рода в Советском Союзе.
Основная задача КрАЗа до развала СССР – поставка колесной техники повышенной проходимости в Вооруженные Силы. Помимо транспортировки личного состава, на шасси КрАЗов устанавливали понтоны для мобильных переправ, тяжелые краны, экскаваторы и другое инженерное оборудование для армейских нужд. Конечно, мощные КрАЗы возили на себе и вооружение: ракеты «земля–воздух», и «Катюши», и др. В общем, украинские грузовики работали на армию, как и все автомобильные заводы по производству грузовиков во времена Советского Союза.
Бортовой автомобиль повышенной проходимости КрАЗ-255Б с катером
Но основная задача для КрАЗов – работа в народном хозяйстве социалистического государства. Ни одна стройка не обходилась без самосвалов КрАЗ. Автор этих строк работал за рулем самосвала КрАЗ-256Б на строительстве второй очереди КамАЗа. А уж про Сибирь и регионы Заполярного круга и говорить не приходится. Там в послевоенные годы КрАЗ был самой популярной машиной, отличавшейся простотой конструкции, неприхотливостью и надежностью.
Работая над статьей, я посмотрел архивные материалы ХК «АвтоКрАЗ» и обратил внимание на такой факт: первые три автомобиля КрАЗ-222 были самосвалами. Следующие юбилейные машины – тоже самосвалы: 100-тясячный, сошедший с конвейера 30 декабря 1968 года; 12-тонный самосвал КрАЗ-256; 200-тысячный богатырь – самосвал КрАЗ-256Б, вышедший с конвейера 4 октября 1973 года.
Но потом юбилейные машины были совершенно другого класса: 300-тысячный КрАЗ-255Б оказался бортовым полноприводником с колесной формулой 6х6. Это наиболее известная и популярная конструкция грузовика из Кременчуга, юбилейный экземпляр которого сошел с конвейера 2 августа 1977 года, пользовавшийся большим спросом. Самосвальная техника использовалась на строительстве дорог, жилья, новых объектов энергосистем, нефте- и газодобычи и т. д. Не хватало транспорта для обычных перевозок и сельхозпродукции.
Самосвал КрАЗ-7133С4-030 «Бригадир»(8х4) и самосвал КрАЗ-6130С4 (6х4)
27 апреля 1984 года из ворот автозавода вышел 500-тысячный автомобиль. Это был КрАЗ-260 – полноприводный (6х6), как говорят заводчане, «вездеход» нового семейства. Кстати, тоже бортовой. С этой юбилейной машиной связан очень интересный факт. В казахских степях на уборочной водитель юбилейного КрАЗа-260 Николай Щербаков перевез на элеватор 100 т зерна, работая в сцепе с 10 прицепами. Настоящий богатырь этот КрАЗ.
После развала СССР и в России, и в Беларуси, и в Украине промышленность переживала не лучшие свои времена, в том числе и автопром. Задача руководства КрАЗа состояла в том, чтобы завод не развалился и остался «на плаву». Государственной поддержки не было, оборудование дряхлело, денег на зарплаты не хватало, люди уходили с завода искать более прибыльную работу. Очень сложное время для КрАЗа. Тут уж не до праздников, и выпуски 600-тысячного и 700-тысячного автомобилей прошли практически незаметно.
В 1996 году была создана холдинговая компания «АвтоКрАЗ» в форме ОАО, а в 1999 году в ХК пришел инвестор – СП «Мега Моторс», что послужило толчком к возрождению КрАЗа.
27 января 2006 года с конвейера автозавода сошел 800-тысячный КрАЗ-6446 по заказу транснациональной компании «Нефтегаз Украины». Это событие для ХК «АвтоКрАЗ» стало знаковым, поскольку показало, что Кременчугский автозавод поднялся, как говорят, с колен.
Автомобиль скорой помощи на базе микроавтобуса «Карсан»
Другим показательным моментом возрождения КрАЗа является ежегодный «День КрАЗа», который компания стала традиционно проводить летом в Кременчуге. По сути, это выставка продукции автозавода на центральной площади города с элементами музыкального шоу, выставками ретро автомобилей, выступлениями фольклорных коллективов. В этом году были организованы выставки современного боевого оружия и демонстрация его в действии. Свое мастерство демонстрировали байкеры, собравшиеся под флаги ХК «АвтоКрАЗ» со всей Украины, и настоящие рыцари военно-исторического клуба «Росичи», показавшие профессиональную технику владения мечом. Поучаствовать в рыцарских боях могли все желающие.
В рамках выставки прошла пресс-конференция Генерального директора ХК «АвтоКрАЗ» Сергея Сазонова. Он информировал представителей средств массовой информации о сегодняшнем положении дел на заводе и перспективах развития компании. По словам Сергея Сазонова, в планах Компании на текущий год выйти, как минимум, на объем производства прошлого года, существенно изменив номенклатурный модельный ряд автомобилей. Если в прошлом году около 40% приходилось на автомобили модельного ряда генерации 6510, 65101 с двигателем Euro 0, то в этом году завод практически полностью перешел на выпуск семейства новой генерации автомобилей повышенной грузоподъемности с двигателями Euro 2, с трансмиссией проходного типа, и на автомобили старой генерации приходится не более 10%.
Автомобильный кран КТА-28 на шасси КрАЗ-65101 (6х4) грузоподъемностью 28 т
Компания активно участвует в ряде проектов, в том числе по созданию сборочного производства специальной строительной техники на производственных мощностях автозавода – комбинированных дорожных машин, автобетононасоса на базе корейских специальных надстроек, выпускаемых по лицензии австрийского Штеттера и др.
ХК «АвтоКрАЗ» системно развивает программу «КрАЗ в кредит». На сегодня около 20% продаваемой в Украине техники КрАЗ реализуется в кредит. Об успешности программы свидетельствует статистика: в 2005 году объем продаж автомобилей по программе составил 100 единиц техники, а в текущем году только за 5 месяцев реализовано 84 автомобиля КрАЗ в кредит. По информации Генерального директора ХК «АвтоКрАЗ», в текущем году запланировано продать в кредит не менее 250 автомобилей КрАЗ.
В рамках пресс-конференции была озвучена информация о расширении Холдинга и намерении выйти в ближайшее время на объем производства всеми предприятиями ХК «АвтоКрАЗ» в $1 млрд.
Комбинированная дорожная машина КДМ-15221 на шасси КрАЗ-6510
Сергей Сазонов назвал несколько проблем, в решении которых «АвтоКрАЗ» заручился поддержкой областной власти. Одна из них связана с украинским законодательством в плане экспорта продукции двойного назначения. Наличие централизованной системы подкачки шин в автомобилях КрАЗ, предназначенных для работы в труднопроходимой местности, делает КрАЗы автомобилями двойного назначения, т. е. они могут работать на нефтяных скважинах в Сибири, песках, но могут и служить в армии.
Этот признак становится проблемным с точки зрения завоевания рынков, поскольку согласно законодательству предприятие может продавать продукцию двойного назначения только через спецэкспортеров. В свою очередь они как посредники в сделках получают процент, что приводит к удорожанию продукции, и это часто отрицательно сказывается на итоге тендеров, поэтому Компания добивается статуса спецэкспортера.
Четыре года назад завод продекларировал свое желание участвовать в ралли «Париж–Дакар». Создана конструкция спортивного автомобиля. К сожалению, по условиям организаторов в ралли могут участвовать только серийные машины, причем серия должна составлять более 15 автомобилей. Чтобы подготовить автомобиль на такую гонку, необходимы серьезные вложения. А чтобы получить финансовую поддержку, необходимо, чтобы проект стал национальным.
Главный конвейер
На вопросы журналистов по поводу модернизации кабины автомобилей КрАЗ было заявлено, что серийная кабина претерпит глубокую модернизацию уже в текущем году, а в следующем будет презентован автомобиль с принципиально новой компоновкой «кабина над двигателем». В дальнейшем компания не намерена отказываться от капотной компоновки, так как в ряде случаев, например для армии, подобная компоновка имеет преимущества как дополнительная защита.
Закончился «День КрАЗа» поздно вечером праздничным фейерверком.
А на следующий день для журналистов был организован тест-драйв некоторых образцов продукции. Но об этом расскажем в следующем номере нашего журнала.
|