«Буханки», которые не черствеют (Тест-драйв - фургон УАЗ-2206 / грузовичок УАЗ-3303)
ГрузовикПресс - К. Ушанов / 01-2006
Фургон УАЗ-2206 и грузовичок УАЗ-3303, тест-драйв журнала «Грузовик Пресс»
В марте 2005 года группа журналистов от автомобильных изданий участвовала в пробеге на седельных тягачах Volvo. Был организован рейс по зимнику от города Ленска почти до моря Лаптевых - около 2,5 тыс. километров. В этом рейсе нас сопровождали два Land Cruiser 100 и... «буханка». Представляете сочетание - два современных японских комфортабельных внедорожника и рядом легендарная «буханка», УАЗ-2206 - с двойными стеклами (от сильных морозов). А морозы были серьезные: в начале нашего пути из Ленска -25 °С, в конце рейса у моря Лаптевых -63 °С. И всю дорогу с нами была «буханка».
Как мы позже узнали, УАЗ-2206 - самый популярный автомобиль в алмазодобывающем крае. Поразительно! Ретро, анахронизм Страны Советов, морально устаревшая модель, а какая популярность?! И не только в Якутии, но и на селе по всей России.
УАЗ-452Д
Началась история автомобиля УАЗ-2206 в 1958 году прошлого века, когда с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый цельнометаллический фургон УАЗ-450 с колесной формулой 4х2. Затем с декабря 1961 года УАЗ стал выпускать автобусы с индексом 451. Популярность и любовь к этой модели пришли сразу - из-за простоты конструкции, ремонтопригодности и очень высокой проходимости. Конечно, УАЗ-451 и его модификации - медицинский, грузопассажирский (в те годы он назывался «полуфургон»), фургон и УАЗ-451Д с бортовой платформой - моментально попали в Вооруженные силы и стали основной легкой транспортной единицей наряду с вездеходами УАЗ-69 (народное название «козлик»).
Закон автостроительства предполагает постоянную модернизацию автомобилей текущего производства. В 1970-е годы ульяновские машины комплектовались двигателями от ГАЗ-21 «Волга», а позже Ульяновского моторного завода (УМЗ). К тому же велась модернизация трансмиссии, шасси и немного дизайна. В мае 1966 года на Международной выставке сельхозтехники решением жюри бортовой автомобиль УАЗ-452Д (4х4) был удостоен золотой медали.
Испытания УАЗ-3962, УАЗ-3303 и УАЗ-3741 на Дмитровском автополигоне ФГУП НИЦИАМТ
18 февраля 1974 года с конвейера УАЗа сошел миллионный автомобиль, которым стал УАЗ-452-фургон, а в ноябре 1977 года эта модель получила государственный Знак качества. Уже в те годы было ясно, что однотипные модификации таких фирм, как Lend Rover, Mercedes-Benz, Ford, GMC и Dodge гораздо комфортабельнее, мощнее и красивее, чем советский «уазик». Тем не менее отечественная автомобильная промышленность продолжала, как говорится, вариться в собственном соку. Естественно, лучше вездехода, чем УАЗ, в СССР ничего не было. Воистину «буханка» стала народным автомобилем.
После развала Советского Союза и перехода страны на рельсы рыночной экономики на российский рынок хлынуло огромное количество импортных комфортных, мощных, напичканных электроникой внедорожников, но популярность «буханок» и ее модификаций не канула в Лету.
В 1999 году на конвейер Ульяновского автозавода встала модификация бортового УАЗ-3303 (УАЗ-452Д) - УАЗ-39094 с пятиместной кабиной и металлической бортовой платформой.
Габаритная схема фургона УАЗ-2206
Фургон УАЗ-2206, тест-драйв журнала «Грузовик Пресс»
В настоящее время на УАЗе выпускают семь модификаций «буханок»: УАЗ-3303 - грузовой бортовой автомобиль повышенной проходимости; УАЗ-33094 - грузовой бортовой автомобиль повышенной проходимости с пятиместной кабиной, УАЗ-2206 - автобус повышенной проходимости на 11 мест. На его базе были сделаны санитарный автомобиль (УАЗ-3962), грузопассажирские автомобили (УАЗ-3909 и 39625) и фургон (УАЗ-3741).
Весь модельный ряд «буханок» относится к коммерческим автомобилям. Самый популярный УАЗ-3303 - бортовой грузовичок с деревянными или металлическими бортами, с колесной формулой 4х4, с двухместной металлической бескапотной кабиной. По техусловиям этот грузовичок должен перевозить тонну, но разве наш человек возил когда-нибудь положенный вес? Понятно, что нет. Значит, вездеход от «буханок» повезет по бездорожью и полторы тонны.
Габаритная схема грузовичка УАЗ-3303
Грузовичок УАЗ-3303, тест-драйв журнала «Грузовик Пресс»
В советском детективе «Ларец Марии Медичи» такой грузовичок принимал участие в каскадерных трюках с погонями на автомобилях по бездорожью, довольно успешно преодолевая непролазную грязь, броды и трамплины на лесных грунтовках.
И это действительно так. Автомобиль даже не нужно было специально готовить для таких съемок. Редакционная тест-группа испытала это на себе, когда на тестирование попали два ульяновских полноприводника: УАЗ-3303 с тентовым кузовом и микроавтобус УАЗ-2206.
Конечно, машины немного модернизированы. Например, внедряется тормозная система с дисковыми передними тормозами, более совершенный двигатель мощностью около 100 л.с. Не самый мощный бензиновый мотор по сравнению с зарубежными аналогами, но зато экономичный.
В этот УАЗ удобнее садиться через задние двери
...а в боковую дверь - не очень удобно, хотя на ней есть поручень
Сиденья в УАЗах можно быстро снять
Дефлекторы отопителя находятся внутри салона
Откидывающаяся подножка задних дверей
Педальный блок на «буханках» одинаковый
Вакуумный усилитель тормозов находится на уровне бампера и уж точно должен быть защищен от внешних механических воздействий
Очень мощный отопитель установлен в кабине микроавтобуса за спинкой пассажирского сиденья
Управляются автомобили легко, хотя и без гидроусилителя. Но этот самый гидроусилитель не помешал бы, поскольку на грунтовой дороге все ее неровности очень сильно передаются на руль. Да и на ровной дороге было бы легче управлять автомобилями.
Конечно, о комфорте для водителя говорить не приходится, хотя специалисты УАЗа немного поработали над интерьером кабины грузовичка и привели ее в более или менее нормальное состояние. Скажем так: водительское сидение стало современнее: не анатомическое, но спина уже не болит при долгом сидении за рулем. Такое же сиденье установлено и на микроавтобусе. Немного обновилась комбинация приборов. Внутренние панели дверей имеют обивку, да и внутренняя отделка кабины не металлическая, как на УАЗ-2206, а обтянута дерматином.
Вагонная компоновка обеих модификаций осталась с тех времен, когда модель имела индекс УАЗ-450. Надежная, проверенная десятилетиями рама, зависимые подвески оснащены пакетами с короткими рессорами. В каждом по 13 листов. Жесткие рессоры, но очень энергоемкие.
Фургон УАЗ-2206, тест-драйв журнала «Грузовик Пресс»
Техническая характеристика автомобилей УАЗ-3303 и УАЗ-2206 (данные завода-изготовителя)
Параметр - УАЗ-3303 . УАЗ-2206
Колесная формула - 4х4
Количество мест - 2 . 11
Дорожный просвет, мм - 220
Глубина преодолеваемого брода, м - 0,5
Максимальный подъем, % - 30
Снаряженная масса, кг - 1650 . 1855
Полная масса, кг - 2650 . 2780
Грузоподъемность, кг - 1000 . 925
Максимальная скорость, км/ч - 90 . 110
Расход топлива при 90 км/ч, л/100 км - 16,5 . 15,5
Двигатель:
УМЗ-4178.10 (ЗМЗ-4021.10)
УМЗ-4218.10 (ЗМЗ-4104.10)
тип - карбюраторный
рабочий объем, л - 2,445/2,89
Мощность, л.с. (кВт)
76 (55,9) / 74 (54,4)
84 (61,8) / 85 (62,5)
Крутящий момент, Н·м (кгс·м)
189 (19,3) при 2500 мин-1 / 186,2(19) при 2500 мин-1
Топливо - бензин А-76 (Аи-80)
Коробка передач - механическая, 4-ступенчатая
Раздаточная коробка - двухступенчатая
Тормозная система - двухконтурная, с вакуумным усилителем, передние тормоза дисковые, задние - барабанные
Шины - 215/90 R15С, 225/75 R16, 225/? R16С
Постоянные читатели нашего журнала уже привыкли к тому, что отчеты по испытаниям автомобилей публикуются с таблицей данных по топливной экономичности и динамическим свойствам. Тест УАЗов стал исключением. Дело в том, что двигатели, устанавливаемые на «буханки», сегодня уже устарели и не соответствуют современным техническим условиям (ТУ) и тем более экологическим нормам. Как нам рассказали, существуют пока два решения «моторной задачи» - устанавливать бензиновые впрысковые двигатели либо дизельные. Окончательное решение по этой проблеме в компании не приняли. Поэтому мы не стали производить замеры на тестируемых УАЗах.
С моторами на обеих «буханках» вообще все в порядке: они расположены внутри кабин. Снял крышку и ремонтируй спокойно. Ни дождь не страшен, ни снег.
У микроавтобуса УАЗ-2206 кабина не отделена от пассажирского салона перегородкой. Количество сидений может варьироваться, как и их расположение. В нашем случае в салоне автобусика размещается 9 человек и два человека в кабине, учитывая водителя.
Грузовичок УАЗ-3303, тест-драйв журнала «Грузовик Пресс»
Садиться в микроавтобус удобно: боковая дверь с рукояткой и стационарными ступенями. Задний дверной проем оснащен двойными распашными дверями и откидывающейся подножкой. В открытом виде дверцы фиксируются специальными замками.
Сиденья мягкие, обтянуты тканью, но от сильной вибрации не спасают. А как вы понимаете, внедорожный микроавтобус по асфальту ездит столько же, сколько и по бездорожью, на которых пассажиров не спасут даже ремни безопасности. Бездорожьето знаменитое на весь мир - российское.
На автополигоне ФГУП НИЦИАМТ вблизи подмосковного города Дмитрова есть испытательные дороги, соответствующие назначению ульяновских «буханок», они называются «тяжелый грунт». Естественно, после дорожных или асфальтовых испытаний мы отправились туда в надежде не только ощутить экстрим на внедорожниках, но и зафиксировать на пленке, как они преодолевают этот тяжелый грунт. Не тутто было. Фотографировать на бездорожье оказалось делом безнадежным.
У микроавтобуса нет внутренней обшивки
Рычаги управления трансмиссией
Рулевая колонка на УАЗ-2206 забрана в пластмассовый кожух, а в грузовичке УАЗ-3303 нет
Но мы получили огромное количество адреналина. УАЗы великолепно преодолевали подъемы по размокшей земле, переезжали поперек колеи, оставленные полноприводными КамАЗами и МАЗами. Был бы полный восторг, если бы не одно но. Даже в наше продвинутое время для того, чтобы включить передний мост, необходимо передвигать переключатели, находящиеся на ступицах колес переднего моста. Представляете: грязь, слякоть, а надо выходить из машины и руками поворачивать переключатель. Кстати, тоже не чистый.
После этой операции включаешь раздатку и штурмуешь бездорожье. С 2005 года вместо раздаточной коробки с крупномодульными прямозубыми шестернями устанавливают раздаточную коробку с косозубыми шестернями. А на скользкой дороге полным приводом пользоваться на «уазиках» проблематично.
После испытаний мы долго думали, что же привлекательного в «буханках»? Почему автомобили спустя почти полвека пользуются такой популярностью у российского потребителя, особенно у сельского жителя. Автомобиль-то жесткий, шумный, с тесной кабиной, которая никогда не знала такого слова, как эргономика.
А защиту картера на УАЗы надо устанавливать на заводе
Раздаточная коробка вместе с КП
Правая передняя ступица со ШРУСом и пакетом рессор
Удобный поручень для посадки в кабину
Да потому что эти коммерческие автомобили Ульяновского автозавода просты по конструкции и в эксплуатации. Их можно ремонтировать, не прибегая к услугам СТО. Все их «болячки» давно известны тем, кто их эксплуатирует. А проходимость у них потрясающая. Два отопителя в микроавтобусе обогревают салон так, что в мороз -50 °С в машине очень тепло.
Да, «буханка» - это наш, исконно российский автомобиль. Машина для крестьянина, охотника и рыболова, оленевода и просто для любителя экстрима, чтобы получить от езды по бездорожью «кайф». В общем, автомобиль для настоящих мужиков.
Прошел слух, что «буханки» снимут с производства. Если это так, то решение будет принято неверное. Этот автомобиль надо модернизировать, а не сворачивать его производство. Например, усовершенствовать подключение переднего моста к полному приводу, установить современный, но с тяговыми характеристиками двигатель. А хотя бы и дизель. Сделать современной кабину и салон микроавтобуса, может быть, заменить ручки дверей, бампер, установить широкие колеса. Но не более того. Сам кузов и его дизайн оставить прежними. Люди любят «буханку» - наше национальное достояние, тем более по цене 160 тыс. рублей.
Такие «буханки» не черствеют.
|