Главная » Статьи » Огляди та Специфікації |
Век французского грузовика (История компаний, ныне объединенных в Renault Trucks) Фургоны Renault G2. 1913 г. В конце XIX в. сотни изобретателей из многих стран мира трудились над конструкциями «безлошадных экипажей». Кто-то из журналистов посчитал первооткрывателей - получилось свыше 400 человек! В России, как свидетельствуют старые петербургские газеты, еще в 1882 г. инженеры Путилов и Хлобов демонстрировали горожанам конную пролетку с газовым мотором, во Франции первым изобретателем автомобиля считают Эдуарда Деламар-Дебуттевиля, создавшего в 1884 г. экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Однако официальным годом рождения автомобиля во всем мире признан 1886 год. Именно в этом году практичный немецкий инженер Карл Бенц получил патент, подтверждающий его первенство на изобретение предка современных автомобилей. Грузовик Berliet, тип L. 1907 г. Три различных подхода Разгрузка угля с грузовиков Berliet CAT. 1911 г. Вернемся, однако, к началу ХХ века. Свой первый легковой автомобиль Мариус Берлие построил в 1895 г. в саду семейного дома под Лионом, а в 1902 г. создал грузовую версию, сразу же завоевавшую признание у мелких ремесленников и торговцев. Ему удалось организовать выпуск легких грузовиков на фабрике под Лионом, где в 1906-1907 гг. увидели свет первые специальные шасси грузоподъемностью 2,0 и 3,5 т для коммерческих перевозок. Их оснащали солидными низкооборотными двигателями и цепным приводом на задние колеса с металлическими бандажами. В рекламных проспектах тех лет подчеркивалось, что использование грузовиков более выгодно, чем конных экипажей, и эти слова были сущей правдой. Берлие увеличивал грузоподъемность машин, мощность устанавливаемых на них двигателей, расширял модельный ряд и объем производства. К началу Первой мировой войны он имел 65%-ную долю на рынке грузовиков во Франции, предлагая свыше 23 типов машин прогрессивной конструкции (с кабиной над двигателем, четырехступенчатой коробкой передач, сблокированной с главной передачей заднего моста, многодисковым сцеплением и барабанными тормозами). Упрочить положение фирмы к тому же помогли солидные военные заказы, полученные от правительства Франции. Пожарный автомобиль на шасси Berliet CAK. 1911 г. Основатель фирмы Renault - Луи Рено - построил свой первый автомобиль в 1898 г., когда ему был 21 год. Новаторской особенностью этой машины был привод на задние колеса с помощью карданного вала вместо обычной для тех лет цепной передачи. В 1900 г., установив на шасси вместо заднего сиденья ящик для перевозки грузов, Луи получил первый легкий пикап, способный перевозить 250 кг поклажи. В 1906 г. на выставке в Париже компания демонстрировала первый 3-тонный «стопроцентный» грузовик модели ВD со специальным шасси и мотором, развивавшим мощность 25 л.с. В 1907 г. началось производство этой модели, послужившей основой для первого автобуса и очень заинтересовавшей военных. Следившие за деятельностью компании русские военные специалисты сумели доказать императору Николаю II, какую важную роль могут сыграть грузовики в будущей войне, и в 1913 г. 250 машин грузоподъемностью 3,5 и 5,0 т отправилось из Франции в Россию. Накануне Первой мировой войны компания предлагала обширную гамму грузовиков. Грузовик Berliet, тип M. 1912 г. Самым необычным был подход к созданию первых грузовиков у третьего знаменитого конструктора тех лет - Жоржа Латиля. К 1895 г. он завершил разработку компактного силового агрегата, включавшего двигатель и трансмиссию в одном блоке вместе с приводами к передним ведущим колесам. В 1898 г. первый переднеприводный автомобиль, представлявший собой открытую повозку с бензиновым мотором, был показан публике в качестве объекта для продаж. В 1899 г. Латиль разработал новый грузовой автомобиль, в котором идея привода на передние колеса воплощалась в жизнь еще более оригинально. Под полом повозки впереди крепился легкосъемный, так называемый «моторный передок», объединяющий двигатель и коробку передач с главной парой. Вращение передних управляемых колес обеспечивали валы со специальными карданными шарнирами, на которые изобретатель получил патент, будучи юношей. По мнению Ж. Латиля, применение «моторного передка» открывало широкие перспективы для более эффективного использования грузовых автомобилей. Действительно, замена «передка» в случае его поломки другим занимала очень мало времени. Один «передок» мог обслуживать несколько специализированных шасси. Наконец, ввиду компактности силовой схемы грузоподъемность грузовиков марки Latil при равной с конкурентами собственной массе была на 15% выше. Было два недостатка: ограниченная маневренность и меньшая максимальная скорость. Они объяснялись несовершенством конструкции шарниров в приводе передних колес. Военный тягач Latil CBA с колесной формулой 4х4 и всеми управляемыми колесами. 1913 г. Постепенно расширяя модельный ряд и разрабатывая тяжелые версии грузоподъемностью до 8,0 т, Латиль упростил машины и отказался от разъемных «моторных передков» в пользу неразъемных. Относительная простота создания полноприводных модификаций, требовавших лишь дополнительного привода на задние колеса переднеприводных грузовиков, послужила поводом для начала производства уникальных по меркам того времени военных тягачей с колесной формулой 4х4 и четырьмя управляемыми колесами. На этих моделях, выпущенных перед Первой мировой войной, Ж. Латиль впервые применил блокируемые межколесные дифференциалы и установил заднюю лебедку. Армейские полноприводные тягачи оснащались двигателями, работавшими на бензине, бензоле и спирте. Они успешно буксировали орудия и прицепы с полной массой до 36,0 т. Легкий трехосный грузовик Renault во время пробега по Африке. 1924 г. Накануне Первой мировой войны конкуренция между тремя основными производителями грузовиков во Франции усилилась. Получение военных заказов дало толчок развитию конструкторской мысли и освоению в производстве более совершенных моделей. Вместе с тем в борьбу за покупателя вступили новые фирмы, претендующие на передел рынка, и им было что предложить. Новоиспеченная фирма SOMUA (Компания по производству механического оборудования для производства артиллерийских орудий) заявила о себе как производителе тяжелых грузовых автомобилей. Citroёn начал продавать фургоны, кабины которых впервые были цельнометаллическими. Грузовики стали выпускать появившиеся компании Bernard, Willeme, Luc Court и др. Потребность в грузовом транспорте была настолько велика, что к началу 1920-х годов общая численность грузовиков, эксплуатирующихся на дорогах Франции, превысила 100 тыс. ед. Модельная гамма грузовиков Renault. 1925 г. Между двумя войнами Шасси военного автомобиля Berliet VPB с равнорасположенным положением осей и приводом на все колеса. 1930 г. Тем временем в 1930 г. Мариус Берлие развернул активные работы по внедрению дизелей на свои машины. В результате через два года работоспособные моторы были созданы, их начали устанавливать на новые семейства грузовиков грузоподъемностью от 5,0 до 15,0 т. Перед Второй мировой войной компания освоила выпуск газогенераторных грузовых автомобилей, бронеавтомобилей и легких разведывательных машин. Среднетоннажный грузовик Renault с горизонтальным дизелем, расположенным под полом платформы в базе. 1950 г. Время слияний Грузовики семейства Renault Galion. 1962 г. Грузовик Berliet GLR Для усиления позиций на европейском рынке несколько французских компаний, трудно переживающих послевоенную разруху, в 1955 г. решили объединиться в одну, названную SAVIEM. В ее состав вошли отделение грузовых автомобилей компании Renault и фирмы Latil и SOMUA. На внутреннем рынке главным конкурентом SAVIEM стала фирма Berliet. В течение десятка лет шел процесс унификации силовых агрегатов, кабин и шасси, разработанных различными конструкторскими бюро с целью оптимизировать новую модельную гамму. В 1961 г. с конвейера завода Latil сошел последний грузовик с эмблемой компании, ознаменовав окончание истории этой знаменитой французской фирмы. Между тем жизнь подталкивала к взаимовыгодному сотрудничеству с конкурентами: сначала к покупке дизелей для ряда моделей у немецкой фирмы Henschel, затем к совместной разработке дизельных двигателей с концерном MAN (Германия). Учитывая большие затраты на разработку и производство кабин, четыре европейские фирмы - SAVIEM, DAF, Magirus и Volvo образовали так называемый «Клуб четырех», целью которого было снабжение своих автомобилей унифицированной серией кабин. В конце 1950-х годов грузовики средней и большой грузоподъемности уже не несли на своих облицовках радиатора эмблему Renault. С этой маркой выпускали лишь легкие фургоны, созданные на основе легковых автомобилей и оригинальной переднеприводной модели Estafette грузоподъемностью 0,8 т. Самой интересной в те годы разработкой конструкторов Renault стала гамма бескапотных грузовиков грузоподъемностью 5,0...8,5 т с рядными, горизонтальными 6-цилиндровыми моторами, размещенными под рамой в пределах базы. Дальнейшего развития эта компоновка на грузовиках SAVIEM не получила. Грузовик SAVIEM сходит с конвейера. 1956 г. После смерти основателя фирмы Мариуса Берлие в 1949 г. руководить компанией стал его сын Поль. Преодолев послевоенные трудности, в 1953 г. ему удалось организовать выпуск грузовиков семейства GLR, которые считают одними из лучших грузовиков ХХ века. Многочисленные варианты, входящие в семейство, включали бортовые грузовики, тягачи, полноприводные машины и самосвалы, оснащаемые 4-, 5- и 6-цилиндровыми дизельными моторами мощностью до 150 л.с. Прочные и неприхотливые в эксплуатации, они заслужили признание во многих странах мира, включая африканские страны. Развитием этого модельного ряда стало новое поколение грузовиков серии GLM полной массой до 20 т, появившихся в конце 1950-х годов. С рекламной целью Поль Берлие организовал ряд пробегов трехосных машин по пескам Сахары протяженностью до 10 тыс. км, в которых и сам активно участвовал. Полноприводные вездеходы GBC8 Gazelle прекрасно преодолевали сложнейшие препятствия, подтверждая лидерство компании в создании тяжелых грузовых автомобилей. Первый образец тяжеловоза Berliet Т100 с колесной формулой 6х4 (600-сильный дизель V12 Cummins рабочим объемом 30,0 л, длина грузовика - 13,4 м, ширина - 5,5 м, высота - 4,5 м). 1956 г. В 1950-1960-е годы компания многократно удивляла специалистов уникальными разработками, не имевшими аналогов. В 1965 г. состоялась презентация новой легкой серии Stradair с необычной по дизайну кабиной над двигателем и большим передним свесом. На автомобилях были применены пневматическая подвеска всех колес, а ведущими по желанию покупателя могли быть передние или задние колеса. Разработка этой серии осуществлялась вместе с конструкторами компании Citroёn. Выпускали грузовики Stradair до 1970 г. Начиная с 1957 г., на фирме Berliet создавали конструкции тяжелых грузовиков-гигантов для эксплуатации в Северной Африке. Грузовики перевозили нефтедобывающее оборудование в сложных дорожно-климатических условиях, отличаясь огромными габаритами. При полной массе 200 т трехосный мастодонт модели Т100 имел 700-сильный дизель и шины диаметром 2,2 м, оказывавшие ничтожно малое удельное давление на грунт. Тягачи, крановые шасси и другие специальные грузовики сыграли огромную роль в освоении природных ресурсов Африки и показали всему миру, как высок потенциал специалистов Berliet и способность компании его реализовать. Трехосный вездеход Berliet GBC Gazelle. 1959 г. Уже в момент создания компании SAVIEM государственная фирма Renault располагала в этом объединении самым большим пакетом акций. Стремясь не допустить продажи фирмы Berliet, к концу 1970-х находившейся в тяжелом экономическом положении, какой-либо зарубежной компании и учитывая горький для французского правительства опыт с поглощением компании Unic многонациональным концерном IVECO в 1975 г., в 1978 г. правительство Франции санкционировало объединение фирм SAVIEM и Berliet с последующей реорганизацией нового образования в многопрофильную компанию Renault Vehicules Industries (Renault VI). С 1980 г. вся продукция этого концерна выпускалась только под маркой Renault. Легкий грузовик Berliet Stradair. 1965 г. В 1983 г. Renault VI поглотила европейские заводы американской фирмы Dodge в Великобритании и Италии, доведя число своих заводов до шести. В 1990 г. Renault VI стала владельцем контрольного пакета акций американской фирмы Mack. В конце 1970-х годов было подписано соглашение с концерном IVECO о создании совместного предприятия SOFIM по выпуску дизельных двигателей в Италии, а 1999 г. вошел в историю как год начала взаимовыгодного партнерства с японским концерном Nissan. В 2001 г. мир узнал о вхождении Renault VI в состав шведского концерна Volvo Trucks. Именно тогда и было озвучено название французской компании - Renault Trucks. Сегодня Renault Trucks - одна из самых динамично развивающихся автомобилестроительных компаний мира. Такими в 1989 г. дизайнеры Renault VI представляли грузовики будущего Рисунки наследников тягачей Magnum. 2005 г. Неизбежная унификация и стандартизация агрегатов, производимых на многих заводах объединившихся в послевоенное время фирм, привела к любопытному исходу. Ромб компании Renault стал эмблемой объединения, а в само название вошла фамилия одного из пионеров французского автомобилестроения, основателя этой фирмы. Другие марки, о которых шла речь в этой статье, канули в Лету. Вспоминая о первом «настоящем» грузовике, показанном Луи Рено на парижском автосалоне в 1906 г., сегодня, через 100 лет, мы ясно представляем, насколько трудным был первый век французского грузового автомобиля, и отдаем дань уважения тем, кто создавал автомобили в десятке компаний, ныне объединенных в Renault Trucks. Модельный ряд Renault VI. 2001 г. | |
Просмотров: 216 | |
Всего комментариев: 0 | |