Главная » Статьи » Огляди та Специфікації |
Автобусы для мелиораторов (Автобусы ПАГ-1 и ПАГ-2 «Псковского механического завода» («Псковавто»)) Партия первых автобусов П-1АГ во дворе завода В 1950-1960-е годы в СССР было обычной практикой для министерств организовывать на подведомственных предприятиях изготовление автобусных кузовов на грузовых шасси (как правило, «газовских»). Обусловлено это было тем, что получить по разнарядке автомобиль, а тем более автобус, было проблематично - потребности народного хозяйства превышали возможности основных автобусных заводов. Сборка ПАГ-1 в новом цехе ПМЗ Делать было нечего: за четыре месяца до конца 1968 года необходимо было представить уже готовые автобусы. Основной груз всех работ пришелся на маленький штат конструкторов, и в частности на главного инженера Сербина. Работа закипела: коллектив завода, осваивая доселе неведомые горизонты кузовостроения, в итоге смог отчитаться к декабрю лишь за 33 готовых автобуса П-1АГ (такой индекс ему присвоили заводчане). План на 50 единиц был сорван. За это, конечно, по головке не погладили. К тому же камнем преткновения стал и сам «новоиспеченный» автобус. Конструкция его была очень далека от совершенства, да и внешне он получился отнюдь не с итальянским дизайном. Честно говоря, спешно создавая собственный автобус, на предприятии надеялись, что в министерстве скоро одумаются и откажутся от столь опрометчивого решения выпускать автобусы на ПМЗ. Но не тут-то было. В Минводхозе лишь покачали головами и все-таки постановили: «Автобусу быть!» Вместе с этим оправдались и худшие ожидания заводчан. В дополнение ко всей номенклатуре выпускаемых изделий (отвалы для тракторов, тракторные прицепы), план производства которых в министерстве не снизили, заводу поручили наладить серийный выпуск автобусов - не менее 500 штук в год! Опытный образец ПАГ-2 выглядел более привлекательно, чем угловатый ПАГ-1 Конечно, речи о том, что П-1АГ годится для серийного производства, идти не могло: на первых изготовленных экземплярах было выявлено множество серьезных недостатков, например плохая жесткость кузова и вентиляция салона, ненадежный и малоэффективный отопитель. Поэтому для серийного выпуска требовалась серьезная доработка конструкции, а, по сути, вопрос стоял о создании совершенно нового автобуса с чистого листа. Серийный автобус ПАГ-2 не получил широкого распространения, хотя был неплохим Завод готовили к перепрофилированию и реконструкции - теперь автобусы должны были стать основной продукцией Псковского механического завода. Стало совершенно очевидно, что судьба предприятия неразрывно связана с автобусным производством; это понимали и на заводе. Учитывая все недостатки своего первого детища, коллектив ПМЗ взялся за конструкторские работы с новыми силами. Пока новый автобус ПАГ-2 разрабатывали, из цехов завода выходили малыми партиями автобусы первого поколения П-1АГ, которые уже назывались ПАГ-1 (ПАГ - Псковский Автобус ГАЗ). Некоторые из них с 1969 года монтировались на шасси ГАЗ-52. Всего за весь период с 1968 по 1969 годы было выпущено 330 автобусов, которые разошлись по всей стране. А с января 1970 года свет увидели первые серийные автобусы ПАГ-2. У них был новый кузов, и, что самое главное, они избавились от многих недостатков своего предшественника. Новые автобусы монтировались в основном на шасси ГАЗ-52, но первые экземпляры встречались и на «51-м» ходу. Производство автобусов ПАГ-2 велось поточным способом Именно под производство ПАГ-2 были построены новые заводские корпуса и смонтирован полноценный конвейер, который позволил освоить поточную сварку каркаса, окраску и сборку готовых автобусных кузовов. С 1971 года ПАГ-2 выпускался как на шасси ГАЗ-52 (3300 мм), так и на новом шасси ГАЗ-53А (3700 мм), причем длина кузова оставалась прежней. Несбывшиеся надежды: новые разработки серии «ПАГ» так и остались лишь опытными экземплярами С января 1972 года на заводе стали выпускать модернизированный автобус ПАГ-2М. Прежде всего этот автобус на шасси ГАЗ-53А получил удлиненный по сравнению с ПАГ-2 кузов, что позволило увеличить число мест с 24 до 26. ПАГ-2М успешно прошел полигонные испытания в НАМИ и был рекомендован к серийному производству на самом высоком уровне. Новый автобус ПАГ-2М проходил испытания на Дмитровском полигоне в августе 1972 года ПАГ-2М продержался в производстве 17 лет практически без изменений. За это время было выпущено несколько десятков тысяч этих автобусов в различных модификациях: 2М, 2МН и 2МП. Последний автобус ПАГ-2МП сошел с конвейера завода в 1989 году. К серийному выпуску автобусов собственной конструкции завод больше никогда не возвращался, хотя в 1980-х годах предпринимались попытки по созданию перспективных моделей на замену устаревшему ПАГ-2МП, но дело ограничилось лишь опытными образцами ПАГ-3 и ПАГ-4. Модернизированный ПАГ-2М стал основной продукцией предприятия на долгие 15 с лишним лет | |
Просмотров: 198 | |
Всего комментариев: 0 | |