Главная » Статьи » Огляди та Специфікації |
Вахта на Кавказе. Вахтовки СтЗМ Ставропольского опытного завода спецавтотранспорта (СОЗСА) Полуприцеп-платформа УПЛ-1211 с зажимами для крепежа готовых секций В 1982 году по инициативе директора завода Батракова Анатолия Георгиевича на предприятии началась работа по созданию первых вахтовых автомобилей, предназначенных «для доставки сельских строительных бригад на объекты», как было указано в технической документации. Разработкой перспективной машины занялись заводские конструкторы В.Ф. Буреев, Н.Т. Дмитриев и В.Р. Зорин. Уже через год была собрана первая опытная «вахтовка» СтЗМ-3903 на шасси ГАЗ-53А, которая получила фирменное наименование «Кавказ». Опытный вахтовый автомобиль «Кавказ» Серийные вахтовые автомобили марки «СтЗМ» появились на рубеже 1983-1984 годов, причем из-за непоставленных шасси ГАЗ-5312 первыми оказались версии с укороченными кузовами СтЗМ-3904 на шасси ГАЗ-5204. Однако впоследствии вахтовки на коротком шасси выпускались в достаточно малом количестве, и основную массу производимых на конвейере кузовов составляли все же модели «3903», шасси для которых иногда приходили не из Горького, а с Фрунзенского автосборочного завода (Киргизская ССР) в виде готовых самосвалов. Получалась любопытная картина, во многом свойственная плановой советской экономике: из Горького шасси поступало на ФАЗ, там превращалось в сельскохозяйственный самосвал. Затем эти машины из Фрунзе (в настоящее время - Бишкек) поступали в распоряжение Росколхозстроя, где на собственной производственной базе превращались в более востребованные и дефицитные вахтовые автомобили. Такая «технология» приводила к тому, что на задворках ОЗМК горами скапливались самосвальные кузова, демонтированные с шасси, - их останки можно встретить на прилегающих территориях и в наше время. Опытный образец модернизированного СтЗМ-32131. На поздних серийных стояли окна, как на вахтовых «уазиках». Уже к середине 1980-х годов завод изготовлял по 1500 пассажирских кузовов в год. Рост производства вахтовых автобусов заставил по-новому взглянуть на специализацию предприятия, и в 1986 году, когда предприятие перешло под опеку реорганизованного В/О «Росагропромстрой» Госагропрома РСФСР, оно получило новое название - СОЗСА. В 1986 году в производственной программе предприятия появился вахтовый автомобиль СтЗМ-3905 на шасси УАЗ-3303-01. Он имел достаточно необычный кузов фургонного типа с низкой юбкой и большими окнами, из-за которых напоминал аквариум. Первый опытный образец микроавтобуса. Модель СтЗМ-3906. Новые вахтовые УАЗы пользовались хорошим спросом, так как именно в таких небольших и вседорожных транспортных средствах нуждалось сельское хозяйство. Делая ставку на производство малогабаритных вахтовок, на заводе вскоре задумались о создании полноценного микроавтобуса с интегрированным кузовом, ведь разделенные пассажирский салон и кабина водителя доставляли неудобства при эксплуатации. В 1988 году под руководством начальника сборочного цеха А.К. Кутепова были построены 5 опытных образцов перспективного микроавтобуса на шасси УАЗ-3303, максимально унифицированного с выпускаемым «3905-м». Эти образцы хоть и отличались во многом друг от друга, все же получили общий индекс СтЗМ-3906. Однако освоение этих машин было отложено, а под этим индексом в серию пошли вахтовые автомобили на шасси ЗИЛ-157КД и ЗИЛ-131Н, которых за весь период производства было выпущено порядка 100 штук. Серийный СтЗМ-3906 на шасси ЗИЛ-157КД В связи с недостаточным выпуском вахтовых автобусов среднего класса на полноприводных шасси в 1989 году по заданию Росагропромстроя на СОЗСА осваивают серийный выпуск вахтового автомобиля ТС-4960 на шасси КамАЗ-4310 по документации Нефтекамского завода автосамосвалов. Однако технологические процессы и оснастка не позволили осуществить эту идею. В итоге, выпустив только 5 экземпляров ТС-4960, все чертежи передали на ставропольское ПО «Кинотехника» Госкино РСФСР, где эти вахтовки по проекту НЗАС выпускались вплоть до середины 90-х. СтЗМ-3903 СтЗМ-3904 На предприятии всегда старались идти в ногу со временем, поэтому к началу 1990 года, как раз после прекращения производства полноприводных вахтовок на шасси ЗИЛ и КамАЗ, встал вопрос о модернизации двух базовых моделей вахтовых машин - «3903» и «3905», которые составляли основную продукцию СОЗСА. В это время под новое шасси ГАЗ-3307 на заводе разработали кузов с измененным остеклением, унифицированным с моделью «3905», и запасным выходом сзади. Новая машина получила в 1991 году обозначения: СтЗМ-3213 (на шасси ГАЗ-5312), СтЗМ-32131 (на шасси ГАЗ-3307) и СтЗМ-32132 (на шасси ГАЗ-6641), однако еще 2 года эти «вахтовки» выпускали со старыми кузовами. СтЗМ-3905 В 1992 году предприятие было акционировано и переименовано в АООТ «Завод по производству специальных машин и оборудования «Вектор». К этому моменту с конвейера предприятия начали сходить модернизированные микроавтобусы СтЗМ-32151-10, получившие полноценную открывающуюся вверх заднюю дверь вместо люка и гофрированные боковины кузова, которые появились и на вахтовом варианте. Вместе с тем в 1993-1994 годах была предпринята попытка перейти на выпуск упрощенного варианта микроавтобуса с низкой крышей СтЗМ-32151-20, что диктовалось сложной технологией изготовления повышенного козырька над кабиной. Однако из этой затеи ничего не вышло, потому что изготовленные образцы «32151-20» получились неказистыми и были признаны неудачной конструкцией. Их выпуск ограничился лишь несколькими десятками выпущенных в 1994 году экземпляров. Их место занял чуть позже вахтовый автомобиль СтЗМ-32151-30 с тамбуром, соединяющим салон с кабиной. Эта машина явилась в некотором смысле панацеей, так как, вопервых, позволяла пассажирам напрямую общаться с водителем, а вовторых, применение стандартного кузова типа фургон избавило от извечной беды всех ремзаводовских микроавтобусов - слабость соединения кабины и кузова, приводящая нередко к деформации всей конструкции. СтЗМ-3215 внешне отличался от «3905-го» прежде всего «горбатой» крышей. Поздние выпуски имели гофрированные боковины кузова. Шли годы, менялась страна. И старые, изжившие свой век УАЗы уже не имели такого успеха у потребителей. В середине 90-х спрос на продукцию СОЗСА падал, финансовое состояние завода ухудшалось. Собрав все силы, на предприятии попытались создать вахтовый автомобиль на новом шасси ГАЗ-3302, однако ставропольская «ГАЗель» не получила одобрения ГАЗа на переоборудование базового шасси, и эта машина так и осталась в единственном экземпляре. Это, по сути, был приговор заводу, который к тому времени стал потихоньку разваливаться. В 1996 году прекратился выпуск вахтовых автомобилей и микроавтобусов СтЗМ на новых шасси, а последние переоборудованные машины на давальческих шасси были выпущены в 1997 году. Обновленное семейство спецавтомобилей СтЗМ на шасси УАЗ: СтЗМ-32151-30, СтЗМ-32151-20 и СтЗМ-32151-10 В последние годы существования ОАО «Вектор» проходило процедуру банкротства, в то время как территория завода, некогда промышленного гиганта с хорошим оборудованием и развитыми объектами соцкультбыта, распродавалась по частям. Не избежал этой участи и почти достроенный в период «перестройки» цех по производству спецавтомобилей, в котором планировали выпускать по 2000 машин в год. Но этому не суждено было сбыться: завод, как и многие предприятия страны, не смог подняться после шоковой терапии начала 90-х, и в 2004 году его не стало. Это событие осталось незамеченным, и, может быть, со временем канули бы в Лету и воспоминания о самом заводе. Но благодаря маленькой монетке удалось спасти хоть эту крупицу истории. Один из пяти построенных ТС-4960 (проект НЗАС) | |
Просмотров: 222 | |
Всего комментариев: 0 | |